«УМНЫЙ ДОМ» АРХИТЕКТОРА СЕРГЕЯ НАСЕДКИНА
Свой авторский стиль наш собеседник определяет как «новый модерн» и уверяет, что меняя пространство, можно изменить и сознание человека. В очередном выпуске программы «Дачный ответ» создан рассказ о его доме со стеклянными стенами. В рассказе принял участие и наш товар - ванна ABBER.
Если кому-нибудь однажды придет в голову составить рейтинг самых употребляемых слов последних лет, то, без всякого сомнения, где-то в первой десятке окажется «личное пространство». Нам всем не хватает личного пространства. Мы без конца о нем говорим и ищем его неустанно. К сожалению, не всегда находим. Главным образом, потому, что до конца не понимаем, что это такое, и где проходят его границы. Может ли оно меняться? Можно ли с ним играть? Чем его заполнить? И, самое главное: как сделать, чтобы дом, в котором мы живем, стал этим личным пространством?
Сто лет назад архитекторы-модернисты совершили тихую революцию: они отказались от всех классических законов и традиций, перестали заниматься декорированием и провозгласили лозунг: «Форму определяет функция». Именно тогда появились одноэтажные «стеклянные» дома с плоскими крышами и свободной планировкой. Дома, «растворенные» в пейзаже, чье основное предназначение - не доминировать, а быть фоном. Дом известного архитектора Сергея Наседкина именно такой. Сам процесс его строительства был уникальным - ему мы посвятили отдельный выпуск программы «Дачный ответ». Осталось выяснить главное: как вписать «дом мечты» в подмосковную реальность?
Игра с ландшафтом и иллюзия леса
Участок, на котором построен дом, не отличается ни размерами, ни удачным расположением. Строго говоря, это даже не один, а два узких прямоугольных куска земли в нескольких шагах от МКАД, к тому же - со значительным уклоном. Впрочем, по словам Сергея Наседкина, все это не имеет никакого значения. «Чем агрессивней среда, тем лучше, - говорит он. - Такой дом можно выстроить где угодно - хоть в пустыне, хоть на Аляске. В нем все равно будет комфортно жить, потому что это настоящий прорыв, технологии будущего». Дом закрыт сплошными стенами со стороны внешнего мира и распахнут навстречу природе. В данном случае, «природа» - это оставленная нетронутой лесистая часть участка: всего-то несколько деревьев и трава в половину человеческого роста, однако, когда смотришь на все это из гостиной или спальни, кажется, что за окном шумит настоящий лес.
Уклон, обычно приводящий дачников в состояние оцепенения, также использован с умом: въездные ворота находятся выше уровня дома, что обеспечивает отличную шумоизоляцию, а гостиная и спальня, в свою очередь, оказываются приподнятыми над землей, будто смотровая площадка. С этой точки хочется глядеть вдаль, и совсем не получается смотреть вниз. Видимо, поэтому хозяин дома не стал отвлекаться на газоны и клумбы, и ограничился тем, что засыпал участок гравием. Такая кажущаяся «неприхотливость» вполне в традициях модерна: действительность не надо украшать - надо просто стать ее частью.
Стеклянные стены, размытые границы
Итак, дом одновременно контрастирует с природой и - сливается с ней. Стеклянные стены гостиной и спальни не отделяют внешнее пространство, а, наоборот, как бы впускают его внутрь, растворяя границы. Несмотря на то, то окна в доме расположены только с одной стороны, он все равно полон естественного света. Дополнительный его источник - сплошное 15-метровое потолочное окно, которое тянется по всей длине дома, пересекая гостиную, дальние спальни и ванную. «Юг у нас с этой стороны, так что дополнительная инсоляция не нужна, - поясняет архитектор. - Получается очень интересный эффект». В гостиной жалюзи не предусмотрены, но в спальнях решено было установить «умную» солнцезащиту известного российского бренда AMIGO. Жалюзи легко подключаются к общей системе «Умного дома» или управляются с пульта. «Самое гениальное - это то, что они сделали с потолочным окном, - говорит Сергей Наседкин. - Полотен такой длины не бывает, поэтому они установили два, которые закрываются навстречу друг другу». Еще одно высокотехнологичное решение - москитные сетки, так называемые «плиссе» от компании «Окна. Сервис. МСК». Полотно складывается по принципу «гармошки» и может открываться как по горизонтали, так и по вертикали.
По периметру стеклопакетов проложены греющие кабели, которые являются частью уникальной системы отопления. «Это инженерно сложный дом, мы используем для отопления инфракрасные панели. Они спрятаны за потолочным пространством и под полом. Это лучевое отопление, но волна достаточно длинная - то есть, не как в микроволновке, а как солнечные лучи примерно, - объясняет архитектор. - Это распределенное тепло, голову вам точно не напечет. При этом, мороз в минус тридцать выдерживает без проблем».
За горячую воду в доме отвечает водонагревательный котел Haier. Управлять режимами нагрева можно со смартфона по Wi-Fi или опять-таки подключить все к системе «Умный дом».
Концепция пустоты. Спрятанная кухня
Человек, попадающий в этот дом, испытывает странные ощущения. Здесь нет комнат как таковых, отсутствуют перегородки и стены, различные зоны - условны и плавно перетекают друг в друга. Эффект еще больше усиливается многочисленными зеркалами и отражающими свет темными панелями. Кажется, живи здесь один человек или целая семья, они просто потеряются, растворятся во внутреннем пространстве.
Работая над проектом, герой нашей программы вдохновлялся философией одного из основоположников модернистской архитектуры, немца Миса ван дер Роэ. Отказавшись от орнаментов, он использовал в качестве декора четкие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов: полированного травертина, оникса и стекла, а также - поверхности воды. У Миса ван дер Роэ единственным выделенным помещением в доме была ванная. Сергей Наседкин акриловую ванну от Abber оставил в прихожей, где она тут же превратилась в арт-объект.
Еще одна важная концепция, которой придерживались модернисты - это так называемая концепция пустоты, когда число мелких и средних деталей в интерьере сведено к минимуму. Во всей 120-метровой «гостиной» Сергея Наседкина нет практически ничего, кроме жесткого дивана и камней, выстроенных в «энергетическую» линию. Но хозяин, по его словам, не проводит здесь время - он просто ее «чувствует» из любой точки дома. На кухне - все та же пустота. Все необходимое спрятан за невидимыми дверцами - система хранения, мойка («Прямо над ней я повесил зеркало: очень удобно одновременно мыть тарелку и одновременно смотреть телевизор», - объясняет архитектор), два холодильника, посудомоечная и стиральная машины. Вся техника - от корейской компании Hyundai, а для стиральной машины были специально заказаны виброопоры WIMAX - вероятно, для того, чтобы сделать ее не только невидимой, но и неслышной.
Как функция определяет форму
Подмосковный дом архитектора Сергея Наседкина - это трансформируемое пространство, которое меняет свои функции в зависимости от задач. «Чем чаще мы меняем композицию, тем меньше устаем от жесткой планировки», - говорит Сергей. По его словам, задача современного архитектора состоит в создании нейтральной жилой среды, в которой возможны различные жизненные сценарии, скрыв при этом технологические процессы. «Дом будущего» - это лишь фон, на котором человек творит свои миры. Каждому из нас есть что сказать. И проще всего это сделать в полной тишине.