«УМНЫЙ ДОМ» АРХИТЕКТОРА СЕРГЕЯ НАСЕДКИНА
Свой авторский стиль наш собеседник определяет как «новый модерн» и уверяет, что меняя пространство, можно изменить и сознание человека. В очередном выпуске программы «Дачный ответ» создан рассказ о его доме со стеклянными стенами. В рассказе принял участие и наш товар - ванна ABBER.
Если кому-нибудь однажды придет в голову составить рейтинг самых употребляемых слов последних лет, то, без всякого сомнения, где-то в первой десятке окажется «личное пространство». Нам всем не хватает личного пространства. Мы без конца о нем говорим и ищем его неустанно. К сожалению, не всегда находим. Главным образом, потому, что до конца не понимаем, что это такое, и где проходят его границы. Может ли оно меняться? Можно ли с ним играть? Чем его заполнить? И, самое главное: как сделать, чтобы дом, в котором мы живем, стал этим личным пространством?
Сто лет назад архитекторы-модернисты совершили тихую революцию: они отказались от всех классических законов и традиций, перестали заниматься декорированием и провозгласили лозунг: «Форму определяет функция». Именно тогда появились одноэтажные «стеклянные» дома с плоскими крышами и свободной планировкой. Дома, «растворенные» в пейзаже, чье основное предназначение - не доминировать, а быть фоном. Дом известного архитектора Сергея Наседкина именно такой. Сам процесс его строительства был уникальным - ему мы посвятили отдельный выпуск программы «Дачный ответ». Осталось выяснить главное: как вписать «дом мечты» в подмосковную реальность?
![](/paste/qdgtzv63u9f3onwqjhll5t3cj.jpg)
Игра с ландшафтом и иллюзия леса
Участок, на котором построен дом, не отличается ни размерами, ни удачным расположением. Строго говоря, это даже не один, а два узких прямоугольных куска земли в нескольких шагах от МКАД, к тому же - со значительным уклоном. Впрочем, по словам Сергея Наседкина, все это не имеет никакого значения. «Чем агрессивней среда, тем лучше, - говорит он. - Такой дом можно выстроить где угодно - хоть в пустыне, хоть на Аляске. В нем все равно будет комфортно жить, потому что это настоящий прорыв, технологии будущего». Дом закрыт сплошными стенами со стороны внешнего мира и распахнут навстречу природе. В данном случае, «природа» - это оставленная нетронутой лесистая часть участка: всего-то несколько деревьев и трава в половину человеческого роста, однако, когда смотришь на все это из гостиной или спальни, кажется, что за окном шумит настоящий лес.
Уклон, обычно приводящий дачников в состояние оцепенения, также использован с умом: въездные ворота находятся выше уровня дома, что обеспечивает отличную шумоизоляцию, а гостиная и спальня, в свою очередь, оказываются приподнятыми над землей, будто смотровая площадка. С этой точки хочется глядеть вдаль, и совсем не получается смотреть вниз. Видимо, поэтому хозяин дома не стал отвлекаться на газоны и клумбы, и ограничился тем, что засыпал участок гравием. Такая кажущаяся «неприхотливость» вполне в традициях модерна: действительность не надо украшать - надо просто стать ее частью.
![](https://gemy-russia.ru/paste/dqxh0k8r700v5zyyt2sqihtqz.jpg)
Стеклянные стены, размытые границы
Итак, дом одновременно контрастирует с природой и - сливается с ней. Стеклянные стены гостиной и спальни не отделяют внешнее пространство, а, наоборот, как бы впускают его внутрь, растворяя границы. Несмотря на то, то окна в доме расположены только с одной стороны, он все равно полон естественного света. Дополнительный его источник - сплошное 15-метровое потолочное окно, которое тянется по всей длине дома, пересекая гостиную, дальние спальни и ванную. «Юг у нас с этой стороны, так что дополнительная инсоляция не нужна, - поясняет архитектор. - Получается очень интересный эффект». В гостиной жалюзи не предусмотрены, но в спальнях решено было установить «умную» солнцезащиту известного российского бренда AMIGO. Жалюзи легко подключаются к общей системе «Умного дома» или управляются с пульта. «Самое гениальное - это то, что они сделали с потолочным окном, - говорит Сергей Наседкин. - Полотен такой длины не бывает, поэтому они установили два, которые закрываются навстречу друг другу». Еще одно высокотехнологичное решение - москитные сетки, так называемые «плиссе» от компании «Окна. Сервис. МСК». Полотно складывается по принципу «гармошки» и может открываться как по горизонтали, так и по вертикали.
![](/paste/zo6h9hv5ythibldl7rtddop70.jpg)
По периметру стеклопакетов проложены греющие кабели, которые являются частью уникальной системы отопления. «Это инженерно сложный дом, мы используем для отопления инфракрасные панели. Они спрятаны за потолочным пространством и под полом. Это лучевое отопление, но волна достаточно длинная - то есть, не как в микроволновке, а как солнечные лучи примерно, - объясняет архитектор. - Это распределенное тепло, голову вам точно не напечет. При этом, мороз в минус тридцать выдерживает без проблем».
За горячую воду в доме отвечает водонагревательный котел Haier. Управлять режимами нагрева можно со смартфона по Wi-Fi или опять-таки подключить все к системе «Умный дом».
![](/paste/8ndhmiv39lfmaduwd46zst5b2.jpg)
Концепция пустоты. Спрятанная кухня
Человек, попадающий в этот дом, испытывает странные ощущения. Здесь нет комнат как таковых, отсутствуют перегородки и стены, различные зоны - условны и плавно перетекают друг в друга. Эффект еще больше усиливается многочисленными зеркалами и отражающими свет темными панелями. Кажется, живи здесь один человек или целая семья, они просто потеряются, растворятся во внутреннем пространстве.
![](/paste/spdvsvcbbo86o93vk536uj3sj.jpg)
Работая над проектом, герой нашей программы вдохновлялся философией одного из основоположников модернистской архитектуры, немца Миса ван дер Роэ. Отказавшись от орнаментов, он использовал в качестве декора четкие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов: полированного травертина, оникса и стекла, а также - поверхности воды. У Миса ван дер Роэ единственным выделенным помещением в доме была ванная. Сергей Наседкин акриловую ванну от Abber оставил в прихожей, где она тут же превратилась в арт-объект.
![](/paste/lwszmvhaxk6sx66vjtow8hyj0.jpg)
Еще одна важная концепция, которой придерживались модернисты - это так называемая концепция пустоты, когда число мелких и средних деталей в интерьере сведено к минимуму. Во всей 120-метровой «гостиной» Сергея Наседкина нет практически ничего, кроме жесткого дивана и камней, выстроенных в «энергетическую» линию. Но хозяин, по его словам, не проводит здесь время - он просто ее «чувствует» из любой точки дома. На кухне - все та же пустота. Все необходимое спрятан за невидимыми дверцами - система хранения, мойка («Прямо над ней я повесил зеркало: очень удобно одновременно мыть тарелку и одновременно смотреть телевизор», - объясняет архитектор), два холодильника, посудомоечная и стиральная машины. Вся техника - от корейской компании Hyundai, а для стиральной машины были специально заказаны виброопоры WIMAX - вероятно, для того, чтобы сделать ее не только невидимой, но и неслышной.
![](/paste/y58dnkvh30ws19v95cr3v20p8.jpg)
Как функция определяет форму
Подмосковный дом архитектора Сергея Наседкина - это трансформируемое пространство, которое меняет свои функции в зависимости от задач. «Чем чаще мы меняем композицию, тем меньше устаем от жесткой планировки», - говорит Сергей. По его словам, задача современного архитектора состоит в создании нейтральной жилой среды, в которой возможны различные жизненные сценарии, скрыв при этом технологические процессы. «Дом будущего» - это лишь фон, на котором человек творит свои миры. Каждому из нас есть что сказать. И проще всего это сделать в полной тишине.